Оставить заявку
Прикрепить файл
Нажав кнопку "Отправить заявку", я даю согласие на обработку моих персональных данных. Соглашение об обработке персональных данных
+7 (495) 162-62-77
Телефонные звонки в Англии и США
Пять советов для обучения бизнес-английскому
Африкаанс или африканский голландский
15 увлекательных упражнений, которые также можно использовать для отработки бизнес-лексики
О том, как путешествовать по Франции, когда нет денег на рестораны
Вещи, которые становятся неважными, когда вы начинаете изучение языка
Категория числа в английском языке
Эффективно учим числительные иностранного языка
Научиться читать по-английски с 10 великолепными журналами на английском языке
Поговорим (снова) о ложных друзьях.
Аудирование: прекрасный способ выучить язык
Даенерис Бурерождённая или Daynerys Stormtochter
Советы по самостоятельному изучению бизнес-английского
Лучшие фильмы для изучения британского английского языка
Почему преподаватель заставляет меня исправлять мои собственные ошибки?

Чем полезен анализ текста и полезен ли он вообще?

7.03.2017
На третьем курсе университета началось аналитическое чтение. Никто особо не понимал, что это такое. Название немного пугало. Преподавательница была из той породы, которая не рассказала на самой первой паре, как нужно себя вести и что нужно делать. Мы просто записали семь страниц текста с определениями стилистических средств и примерами. На немецком. Было много непонятных слов. Совершенно непонятных. В конце пары прозвучало домашнее задание - проанализировать стихотворение Хайнриха нашего Гейне. А как? Да как хотите. Накануне следующей пары я сел за анализ. Проблемой было уже прочитать стихотворение - я немного далёк от поэзии. По крайней мере до тех пор, пока на произведение не наложена музыка. После нескольких часов мучений я обнаружил в своей тетрадке жалкое подобие не совсем связного текста всё с теми же непонятными словами.
Чем полезен анализ текста и полезен ли он вообще? - корпоративный английский компания АКЦЕНТ
Началась пара. Мадам обратилась ко мне с просьбой рассказать биографию поэта. И тут я понял, что я влип. Я что-то проблеял. Родился, наверняка ходил в школу и может быть даже в университет, ну а потом, как водится, помер. Мадам была в ярости. Вскочила со своего царского стула, начала бегать туда-сюда и приговаривать "das geht ja nicht, das geht ja gar nicht!!!". Я снова проблеял что-то - возмутился. Могла бы и сказать, что биографию нужно было читать. Так началась трёхнедельная война между мной и преподавательницей аналитического чтения. Я облажался в самом начале и, как думал, обрёк себя на вечные муки и презрение разочаровавшейся преподавательницы.
Мало-помалу все поняли, как жить дальше. Я не просто читал биографии авторов, я копировал текст с Википедии, убирал лишний шлак и тупо заучивал наизусть, чтоб уж наверняка. Так начался анализ текста.
При анализе текста, как мы поняли из моего грустного примера, важна биография автора. Даже не обязательно вынашивать в голове дерзкий план анализа текста, чтобы это делать - вы берёте новую книгу и, прежде чем начать чтение, гуглите факты из жизни писателя. Это облегчит понимание многих вещей в его творении. Например, возьмём того самого Эриха Марию Ремарка (это мужчина!), у которого почти в каждом романе в конце умирает женщина. Когда прочитаешь три его романа, сам по себе возникает вопрос - да он издевается что ли? Нет, не издевается. Просто его мама, с которой он был очень близок, скончалась от рака, и в душе нашего автора образовалась пустота. Вот он так и вёл себя в своём творчестве.
Но назад к анализу. Далее мы разбиваем текст на смысловые части и описываем каждую часть - что там такое, о чём речь и какие у нас герои, как они выглядят и как они себя ведут (а в героях мы очень часто можем увидеть реальных людей, как, например, в романе Золя "L’Œuvre"). Далее нужно обратить внимание на все места, которые приковывают внимание, и присвоить им названия - сравнение, метафора, зевгма, литота и так далее по списку, предварительно почитав, какие функции выполняют эти дикие слова. А в конеце можно даже рискнуть выразить своё мнение.
Три года аналитического чтения выработали дикую аллергию к словам Autor, analysieren, stilistisches Mittel и к вопросу, от которого прям кожу осыпало - was wollte der Autor sagen. Всё моё существо каждый раз бунтовало - было заочно стыдно перед автором за то, что я тут сижу - сонный и лохматый с чашкой кофе - встречаю рассвет и придумываю всякую ерунду, которая уважаемому автору и в голову бы не пришла. И всё ради чего - ради баллов, чтобы на сессии можно было рассчитывать на автомат.
Разумеется, и половины того, что мы высказывали на парах относительно того или иного текста, автору в голову не приходило. Тем более, на парах не прокатывала ситуация, когда один человек сказал, что вот эти пять слов говорят о нарушении душевного равновесия автора или героя, и не оставил шанса высказаться другому. Другой должен был сказать то же самое, но другими словами - даже если приходилось идти наперекор теории и называть метафору синекдохой или ещё каким-нибудь грубым словом. Главное - не молчать, а то мадам вспомнит на экзамене.
Тем не менее, анализ текста, более чем наполовину состоявший из воды и притянутых за уши смыслов, помог понять как минимум немецкий юмор, дал невероятное множество синонимов к привычным словам, объяснил стилистическую окраску этих синонимов и выработал пожизненную реакцию за несколько секунд делать поверхностный микроанализ любого текста, который попадается в руки, что даёт немного другое понимание прочитанного. Более глубокое и подробное. Даже при условии, что текст не читаешь, а бегло сканируешь.
Итог: анализ текста имеет преимущества, но остаётся занятием на любителя, поскольку съедает массу времени. В нашем формате обучения это можно изредка применять, анализируя поэзию - там побольше средств, не нужно будет высасывать мысли из пальца и заочно краснеть перед автором произведения.
Всех с понедельником. Пятница уже послезавтра :*


Алексей Федотенков, преподаватель компании АКЦЕНТ
 
Вернуться к списку статей