+ 7 (495) 162-62-77

Корпоративное обучение английскому языку

11.05.2018
Корпоративное обучение английскому языку – система мероприятий по повышению квалификации персонала в части уровня владения английским языком, к которому современные реалии бизнеса в Российской Федерации предъявляют всё более и более высокие требования. Ведение дел с зарубежными контрагентами, международные правила и стандарты финансовой отчётности, хозяйственной деятельности, использование зарубежного программного обеспечения и информационных ресурсов – всё это требует от коллектива высокого уровня владения английским как основным языком делового общения.

Корпоративный английский для компаний и корпораций – это не только инструмент выхода на новые рынки, это и направление для повышения эффективности хозяйственной деятельности, для формирования конкурентных преимуществ.

В последнее время наблюдается следующая тенденция: если раньше при приеме на работу работодатели рассматривали в первую очередь соискателя со знанием иностранного языка, то теперь нанимают опытного специалиста в своей области, а в дальнейшем, если в этом есть потребность, обучают его иностранному языку (как правило, английскому), учитывая специфику деятельности компании.

Можно выделить несколько этапов организации и проведения корпоративного обучения:
  1. Постановка целей и задач обучения, формирование видения конечного результата;
  2. Выбор вида и методик обучения;
  3. Обсуждение всех аспектов обучения: графика, оплаты, временного периода, ожидаемых результатов;
  4. Оценка знаний сотрудников на данный момент;
  5. Проведение пробного урока в группах по уровням с преподавателем, который будет проводить курс
  6. Разработка и презентация курса обучения, соответствующего уровню сотрудников и целям компании
  7. Проведение обучения и оценка его результатов с помощью объективной системы оценки знаний.

Остановимся подробнее на самом животрепещущем вопросе, с которым сталкивается любой руководитель в ходе организации корпоративного обучения английскому языку: какой способ обучения выбрать для своей компании и сотрудников?

1. Самообучение английскому языку – как это?

Да, английский язык наиболее эффективно изучать с квалифицированным преподавателем. Но учит язык сам сотрудник, преподаватель не сможет выучить язык вместо него, сколько бы ему ни заплатили.

Мы живём в удивительнейшие времена, когда у людей столько возможностей учиться благодаря интернету, бесплатным ресурсам, электронным пособиям, презентациям TED, лекциям из Open Culture и Coursera. Ведь представьте себе, что всего лишь двадцать лет назад единственной возможностью учиться были старые учебники английского, написанные советскими авторами!

Давайте посмотрим, что может сделать человек для самообучения:

1) слушать записи

Поразительно, насколько ваш навык восприятия речи на слух влияет на вашу способность общаться по-английски. Чем больше вы слушаете, тем лучше понимаете английскую речь в повседневной жизни, так как общение состоит из говорения и слушания. У вас огромный выбор материалов для развития этого навыка: подкасты BBC, лаборатория Randal Lab, презентации ТЕD, лекции Coursera и т.д.

2) читать по-английски

Некоторые полиглоты умудрились изучить несколько языков, всего лишь читая книги. Во время чтения вы замечаете слова в сочетаниях и естественным образом запоминаете значение частых слов. Читать можно книги, журналы и интернет-статьи, стараясь фокусировать внимание на ключевых словах и схватывать общее значение.

3) учить слова

Вне зависимости от того, как вы учитесь – самостоятельно или с преподавателем, вам понадобится развивать словарный запас. По мнению многих преподавателей, нет ничего лучше, чем учить словосочетания из ваших учебников, книг, статей, фильмов или презентаций. Просто запишите их с переводом и регулярно учите, стараясь придумывать свои примеры с использованием местоимения I. Постарайтесь каждый день выучивать от 3 до 25 слов. Только представьте себе, ведь это от 1000 до 9000 слов всего лишь за один год!

4) повторять грамматику

Это довольно таки просто – берёте несколько учебников по грамматике, лучше зарубежных, дальше начинаете вспоминать правила и делать упражнения. По ключу проверяете, правильно ли сделали и разбираете свои ошибки. Пройдя два-три учебника, вы замечательно укрепите знания грамматики.

5) улучшать произношение

Если вы подозреваете, что у вас неправильное произношение звуков, возьмите фонетический курс, например, Sound Right, и повторяйте за диктором по предложению, нажимая клавишу «пауза». Ещё одно решение – воспользоваться подкастами BBC и повторять за ведущими то, что они говорят. 10-15 минут практики в день, и уже через два-три месяца ваш речевой аппарат приспособится к правильной английской речи.

6) смотреть фильмы на английском

Любой человек может отыскать захватывающие фильмы или сериалы и смотреть их с субтитрами. Возможно, кому-то поначалу это покажется сложным, но через пять или семь фильмов ваша способность улавливать смысл и понимать речь значительно улучшится.

7) разговаривать с друзьями на английском

Если у вас есть друзья, желающие улучшить знание английского языка, общайтесь с ними по-английски. Также, иногда люди ищут партнеров по разговорной речи в скайпе лишь для практики. Ещё есть носители языка, которые изучают русский язык, с ними вы можете обмениваться уроками.

Чтобы изучение языка не наскучило, каждый день чередуйте разные активности. Если вы попробуете заниматься сами по всем этим семи пунктам, регулярно и с серьёзным подходом, то обязательно получите результат через некоторое время.

И в заключение отметим, что, пока человек не почувствует, что 80% ответственности за его знания лежит на нем самом, а 20% – на преподавателях и методиках, он не сможет выучиться эффективно. Задача руководителя в этом случае сводится лишь к тому, чтобы стимулировать сам процесс, проверить результаты и вознаградить достижения.

2. Бесплатные онлайн-курсы (MOOCs) – нестандартный подход к обучению 

Аббревиатура MOOCs расшифровывается как открытые онлайн-курсы для широкой аудитории. К их преимуществам можно отнести то, что они бесплатные, выдают сертификаты о прохождении и предлагаются несколькими зарубежными университетами.

Чтобы понять, в чём же выгода для университетов, если эти курсы бесплатны, следует посмотреть презентацию на TED Дафни Коллер о проекте Coursera. Оказалось, что главная миссия бесплатных онлайн-курсов – дать людям по всему миру возможность учиться. Вдохновляет, не правда ли?

Есть несколько основных платформ для изучения английского языка:  Udacity, EdX, Iversity, Coursera и Accent.City

Что замечательно в онлайн-курсах:
  • Вы можете выбирать из сотен курсов и получать двойную выгоду – улучшать навыки английского языка и получать знания по самым разным предметам;
  • Вы можете учиться из любой точки мира, где есть Интернет, в удобное для вас время;
  • Если Вы успешно выполняете все задания, то получаете сертификат, что Вы прошли такой-то курс такого-то университета, который сможете использовать в работе, выложить на своём сайте или в блоге
  • Вы сможете познакомиться с людьми со схожими интересами по всему миру и завести новых друзей.
  • Советы, как пользоваться онлайн курсами:
  • Найдите курсы, соответствующие Вашим интересам;
  • Зарегистрируйтесь на тот или иной курс, а когда он начнётся, проверьте, подходит ли он Вам;
  • Постарайтесь, чтобы Вам не пришлось учиться на более чем двух курсах одновременно (кроме тех случаев, когда у Вас слишком много свободного времени), иначе ваша нагрузка будет слишком большой;
  • Конспектируйте видео-лекции;
  • Заносите новую лексику в отдельный файл;
  • Общайтесь на форумах, но не забывайте сначала выполнить задания недели;
  • Если курс Вам не понравился, просто откажитесь от него и найдите другой, поинтереснее.

Обычно курсы ограничены по времени (например, курс открывается в определённый день и существует крайний срок по выполнению заданий), но человек сам выбирает, когда именно ему удобно смотреть видео или выполнять тест. Главное – успеть до крайнего срока. Кроме того, любая компания будет рада наблюдать такое ценное качество, как пунктуальность, у своих сотрудников.

3. Изучение языка при участии языковых школ

Это наиболее распространенный способ, поскольку в этом случае за дело берутся профессионалы. Однако руководителю не стоит забывать, что за их услуги придется платить, да и пускать процесс на самотек тоже нельзя.

Можно выделить следующие формы сотрудничества с языковой школой:

1) Стандартные программы обучения английскому языку

– рассчитаны на регулярные занятия от 1 до 5 раз в неделю в течение учебного года и позволяют получить наиболее полноценный курс и самые долгосрочные результаты. Могут проводиться как на территории компании-заказчика, так и на обучающей платформе языковой школы.

2) Краткосрочные программы обучения (спецкурсы)

– рассчитаны на изучение конкретных навыков в течение 1-2 месяцев, путем регулярных занятий 2-3 раза в неделю в тех или иных областях. Специализированные программы часто создаются индивидуально, под определенные задачи. Основная задача спецкурсов – отработка определенных навыков на иностранном языке.

3) Интенсивные программы обучения

– проводятся в формате экспресс-курсов и позволяют пройти полный курс обучения (около 120 академических часов) максимум за 2 недели. Современная технология обучения языку в формате тренинга подразумевает полное погружение в языковую среду.

4) Выездные программы обучения

– это программы длительностью несколько дней, целью которых является интенсивное обучение иностранным языкам методом погружения. Программы могут проводиться в англо-говорящих странах и включать в себя интенсивный языковой курс в сочетании с внеклассными мероприятиями на иностранном языке.

5) Онлайн обучение английскому языку

– проводится через веб-платформу, индивидуально или в группах. Обучение осуществляют преподаватели-носители языка и русскоязычные преподаватели. Программы обучения рассчитаны на все уровни и специализации.
Как же наиболее эффективно обучить сотрудников английскому языку?

На практике часто ситуация развивается следующим образом: компания нанимает одного-двух преподавателей (зачастую носителей английского языка) и распределяет сотрудников по группам согласно уровню. Затем, после работы несколько раз в неделю начинаются занятия. Все довольны. Дальше, у кого-то возникают командировки или перегрузки по работе или личные дела, и сотрудники начинают потихоньку пропускать занятия. Через месяц остаётся лишь половина группы, так что преподаватель начинает тоже терять энтузиазм, особенно если ему оплачивают за человека в час. Через два месяца группа перестаёт заниматься, и компания либо ищет другого преподавателя или прекращает проект.

Что же пошло не так?

1. Время

Если компания действительно заинтересована в повышении уровня английского сотрудников, есть смысл планировать занятия на рабочее время или, по крайней мере, в пропорции 70/30 (рабочее и нерабочее время). Например, если рабочий день официально заканчивается в 18.00, можно ставить занятия с 17.00 до 18.30.

2. Оплата

Есть мнение, компания не должна компенсировать 100% оплаты за обучение. Хорошее распределение платежа было бы 70/30 (компания/ сотрудник). Так сотрудники будут ощущать больше личной ответственности за результат.

3. Подбор преподавателя английского

Если бы вы решили изучить иностранный язык, вы бы, скорее всего, искали преподавателя самостоятельно. Может, вы бы даже попробовали позаниматься с несколькими и выбрать самого подходящего.
Почему бы не позволить сотрудникам самим найти себе учителя? Затем, после определённого «испытательного срока» компания могла бы заключить с ним постоянный контракт. Так сотрудники будут больше вовлечены в занятия и менее охотно будут их пропускать.

4. Размер группы

Группы в 8-12 человек – обычная практика на курсах английского языка или в университетах. Однако это не самый эффективный способ изучить язык. Более предпочтительными являются индивидуальные занятия, либо малые группы в 2-3 человека. Можно возразить, что стоимость индивидуальных занятий или мини-групп будет выше. Однако, эффективность и гибкость того стоят. Ученики будут продвигаться гораздо быстрее при индивидуальном подходе. Вдобавок, будет легче гибко менять время занятия или день, если у человека командировка. Также, можно заниматься по скайпу, если у преподавателя мало времени на поездки в офис.

5. Мотивация

Возможно, это самый важный пункт. Компании могут создавать искусственную мотивацию, вводя такое требование: владение английским на уровне В2 для продвижения по карьерной лестнице. Например, чтобы стать начальником отдела, сотруднику нужно пройти собеседование на английском либо предоставить международный сертификат (FCE, CAE, TOEFL, IELTS). Также, компании могут поощрять «английские пятницы», когда все общаются только на английском.

Когда и компания, и сотрудники чувствуют ответственность за результат, шанс на успех возрастает многократно.

АКЦЕНТ Центр. Курсы английского для компаний.

 
Вернуться к списку статей