+ 7 (495) 162-62-77

Восполняя дефицит квалифицированных кадров – извечная проблема

11.01.2017
Извечный дефицит квалифицированных кадров, от которого страдает Великобритания, после Brexit станет только хуже. Каким же образом сотрудничество бизнеса, образовательных учреждений и правительства могут исправить положение?
Brexit. Одно слово, один термин и столько возможных последствий. Вне зависимости от того, проголосовали Вы за или против выхода из Евросоюза, обе стороны обещали повышение конкурентоспособности Великобритании на международной арене в качестве результата. Центральным аспектом повышения нашей конкурентоспособности является «взращивание» кадров, которые были бы не только гибкими в плане своих трудовых возможностей, но также обладающими высокими способностями к развитию своих возможностей. Как бы то ни было, в течение последнего столетия Великобритания переживала хроническую нехватку квалифицированных кадров, что сильно снижало её конкурентоспособность перед другими странами.
В правительственном отчёте, озаглавленном «Закрепление фундамента: создание более успешной нации» (2015) было сказано, что дефицит квалифицированных кадров в Великобритании является «столь длительной и не поддающейся исправлению проблемой, что для её решения требуются самые радикальные меры». Более того, в сравнении с соперниками наш дефицит квалифицированных кадров растёт. Например, в отчёте Организации экономического сотрудничества и развития за 2015 год было представлено сравнение по двадцати трём странам, и, согласно результатам данного сравнения, уровень грамотности британских школьников был самым низким, а по уровню математических знаний они заняли второе место снизу. В другом отчёте за 2015 год Британской комиссией по трудоустройству и квалификации было отмечено, что даже в тех случаях, когда соискатели имели университетское образование, они зачастую не соответствовали ключевым требованиям работодателей в части квалификации.
Ранее британская индустрия имела возможность справляться с нехваткой квалифицированных кадров за счёт найма иностранцев, главным образом, из стран Евросоюза, что вновь возвращает нас к вопросу о Brexit. Не зная, каким образом Brexit отразится на способности британских работодателей нанимать сотрудников из стран Европы, мы вынуждены сфокусироваться на том, как Великобритании следует решить проблему нехватки квалифицированных кадров. И в самом деле, пока я писал данную статью, сэр Уильям Уилшоу (глава Управления стандартами в образовании) подверг публичной критике решение Терезы Мэй о возрождении грамматических школ (гимназий) и призвал к преподаванию в школе технических дисциплин, а также к созданию технических колледжей для 14-19-летних детей. Это стало бы новым подходом к обучению в Великобритании, обеспечив приток необходимых квалифицированных кадров, столь необходимый для поддержки британской экономики после Brexit.
Отсутствие каких же квалификаций у соискателей тяготит работодателей и сдерживает рост конкурентоспособности Великобритании в «пост-брекзитском» мире? Обзор различных отчётов показывает, что среди квалификаций, которые хотят видеть в соискателях работодатели, имеются следующие: коммуникативные навыки, навыки работы в команде и наличие определённых знаний в области коммерции.
В настоящее время британское правительство и университеты прилагают усилия для решения проблемы нехватки квалифицированных кадров. Программа стажировок, готовящаяся к запуску в ближайшее время, призвана решить эту проблему, предоставив возможности получения практических навыков. Действительно, Открытый университет вступил в сотрудничество с Лицензированным институтом менеджмента с целью обеспечения стажировки для менеджеров. Краеугольным камнем успеха данной программы должна стать готовность британских организаций поддерживать и стимулировать участие своих сотрудников в программе. Каким же способом следует в этом случае мотивировать сотрудников пройти и закончить практическую подготовку или любое иное обучение вне зависимости от того, связаны ли данное обучение и подготовка с квалификацией или нет?
Ответ на этот вопрос лежит в создании у сотрудника чувства ценности. Создание чувства ценности было и остаётся основополагающим принципом маркетинга на протяжении всей истории данной дисциплины. Ценность – это то, что заставляет нас вновь и вновь приобретать тот или иной бренд. Однако важность ценности для организаций не ограничивается пределами маркетинговой науки. Ценность можно определить как удовлетворение, которое люди испытывают от приобретения товаров и пользования товарами и услугами с учётом того, что они должны за это отдать. Мотивация сотрудника к тому, чтобы пройти любой тренинг и обучение основывается на испытываемом им чувстве ценности. Следовательно, чем больше ценность прохождения тренинга в глазах сотрудника, тем более мотивированным он будет на успешное завершение данного тренинга.
Создание чувства ценности в рамках тренингов и обучения требует, чтобы у сотрудника было ощущение, что общие «бонусы» от них превосходят понесённые «расходы». И чем больше понесённые затраты, тем выше ценность тренинга и обучения для сотрудника.
Из чего в таком случае складываются затраты, связанные с тренингами и обучением? Как по сложности, так и по важности они различаются для каждого сотрудника. Например, сюда могут входить: психологические «затраты» (тренинг может сопровождаться для сотрудника чувством психологического дискомфорта, ощущения собственной неадекватности в плане знаний и умений), затраты энергии (если сотрудник чувствует себя истощённым в связи с работой, то участие в тренинге будет сопровождаться дополнительными энергозатратами) и временные затраты (если тренинг проходит в нерабочее время). Наконец, с какими финансовыми затратами будет сопряжено для сотрудника прохождение тренинга? Чем больше данные затраты в глазах сотрудника, тем, соответственно, больше должна быть и ценность.
Есть несколько способов мотивировать сотрудников для прохождения тренингов. Во-первых, мотивацией может служить желание улучшить восприятие того, что в психологии называется «образ Я», а также восприятие личности человека другими людьми. Сотрудник будет воспринимать любой тренинг, способный повысить или улучшить его самооценку как члена организации, в качестве полезного. Во-вторых, если тренинг принесёт какие-либо преимущества сотруднику лично, это, несомненно, повысит мотивацию к участию в тренинге. Например, если предполагаемым результатом тренинга должна стать выработка такого качества как «упорство», то наличие данного качества может оказать положительное воздействие и на личную жизнь сотрудника. В-третьих, на восприятие сотрудником преимуществ, которые он сможет получить в результате тренинга, повлияет то, кто именно организует и проводит тренинг. Например, будет ли курс тренингов проводиться самим работодателем или же сторонней организацией? В глазах большинства сотрудников организация и проведение тренинга сторонней организацией предполагает большие финансовые затраты и, следовательно, более высокую степень важности. Следовательно, сотрудник будет видеть в прохождении тренинга больше пользы. Наконец, что конкретно получит сотрудник в результате прохождения тренинга? Приведёт ли это к повышению по службе, карьерному росту, увеличению заработной платы?
Будущее Великобритании как конкурентоспособной страны после Brexit отчасти зависит от нашей способности подготовить высококвалифицированные кадры. Если работодатели смогут осознать и донести до работников важность обучения и тренингов, это станет большим шагом страны к дивному новому миру.
 
Все права защищены. При копировании материалов сайта, пожалуйста, обязательно укажите наш ресурс - www.accent-center.ru 
Вернуться к списку статей