Почему технологии не смогли кардинально изменить обучение. Истории провалов попыток заменить преподавателя
27.07.2017
Как технологии уже почти 100 лет пытаются изменить образование, почему не получилось и почему получится сейчас
Дистанционная онлайн-платформа для обучения англискому ACCENT LC Online работает с 2001 года. Наша основная задача – улучшать качество услуги преподавания корпоративного английского, немецкого и других языков через онлайн-технологии. Мы работаем, чтобы дать преподавателям больше инструментов для управления и контроля учебным процессом. У нас есть как успешные, так и не очень попытки интеграции онлайн-платформы в учебный процесс. Одним из факторов неудачи внедрения мы определили сопротивление и консерватизм студентов, когда онлайн-платформа была отдана студентам на самостоятельное пользование без активного вовлечения преподавателей в этот процесс. В этой статье мы решили посмотреть на исторический опыт попыток внедрить технологии в процесс обучения, которые провалились – чтобы разобрать и понять причины.
Традиционная «школьная» модель обучения
Традиционная в нынешнем понимании модель обучения в школах появилась в Пруссии в 18 веке. Это была первая массовая и эффективная система обучения. Разбивка на классы, учебные комнаты, иерархия по возрастным группам и учебным годам, стандартизированная программа обучения и жесткое расписание – до сих пор являются неотъемлемыми элементами обучения в 21 веке.
Технологии как волшебная пилюля
Технологии все время пытались заменить преподавателя, предлагая альтернативные способы обучения – и все они провалились. Только спустя почти 100 лет проб и ошибок пришло понимание, что роль учителя – ключевая, и правильно придумывать способ, как лучше учить, а не самому учиться.
Автоматический Учитель, 1926 год
Концепция «Ученики смогут учиться в своем темпе» появилась в 1920х годах и называлась «программированное обучение». В 1926 году психолог Сидни Пресси (Sidney Pressey) собрал из старой печатной машинки устройство, которое назвал Автоматический Учитель. Девайс предлагал студенту по одному набор вопросов со множественным выбором, упорядоченные от простых к сложным. Если студент отвечал правильно на один вопрос, он мог переходить к другому. Для машины даже было предусмотрено «игровое» дополнение, когда за серию правильных ответов машина выдавала студенту конфету – своеобразная геймификация учебного процесса. Разработчик заявлял, что цель изобретения была освободить преподавателей от рутинной работы проверять и оценивать тесты студентов, чтобы они могли сосредоточиться на других аспектах преподавания. К 1929 году Пресси подписал контракт с производителем научного оборудования, чтобы выпускать и продавать устройство в школах. Но производственные затраты превысили бюджет, спрос на устройства оказался не высоким из-за того, что учителя боялись потерять работу (времена Великой Депрессии), и Пресси обанкротился через год.
Обучающая Машина, 1953 год
Наработки по его устройству не пропали, а частично были использованы в 1950х годах психологом Берресом Фредериком Скиннером, который изобрел Обучающую Машину в 1953 году. Скиннер разделил сложные уроки на сеты коротких вопросов, для каждого из которых нужен был ответ студента, и каждый основывался на предыдущем правильном ответе. Студентам с помощью машины Скиннера нужно было изучить одно понятие перед тем, как переходить к следующей теме. Это был прототип адаптивного обучения. Обучающие машины получили распостранение в 1960х годах, но массовыми так и не стали из-за высокой стоимости, скептического отношения преподавателей и администраций школ, а также структурным ограничениям такого метода обучения. Обучение в индивидуальном темпе не вписывалось в традиционную схему образования, когда ученики переходили из класса в класс одновременно. Во многом это не изменилось и до сих пор.
Наши дни, осознание проблемы
Сегодня технологии значительно удешевили процесс обучения, они стали более гибкими и доступными на различных устройствах. Но это не приводит к качественному прорыву в обучении. В Австралии в школах больше компьютеров, чем учеников, но многие не могут научиться нормально читать или считать для своего возраста. Значит, проблема не в количестве компьютеров или установленных на них программах. Основным препятствием для внедрения технологий в процесс обучения остаются преподаватели, вернее их консерватизм.
Нужно понять, что образовательные технологии и программы не должны заменять преподавателя, а наоборот делать его роль еще более важной и заметной. Успех внедрения технологий в образовательный процесс той же языковой школы зависит от того, насколько ее принимают преподаватели, от уровня их поддержки и вовлеченности. Все системы обучения и сервисы должны доказать свою эффективность для преподавателей, тогда они станут полезными и для студентов.
В 1984 году сопротивление внедрению технологий в учебный процесс Скиннер охарактеризовал как «позор» образования. С учетом наработок сегодняшнего дня и возможностей онлайн-решений, закрытости и зашоренности нет места в современном образовании.
Алексей Соловой