Оставить заявку
Прикрепить файл
Нажав кнопку "Отправить заявку", я даю согласие на обработку моих персональных данных. Соглашение об обработке персональных данных
+7 (495) 162-62-77
Почему преподаватель заставляет меня пользоваться англоязычным словарем?
Упражнения и идеи для языкового обмена
Чтение неадаптированных текстов: зачем это делать?
Для чего учить знаки фонетической транскрипции?
Какой язык самый сложный?
Магистерская программа «Корпоративные финансы»
5 действенных способов повысить начальную зарплатную ставку
Советы лучших руководителей компаний о том, как не тратить впустую время на совещаниях
Немецкий язык - как изучение этого языка можно немного упростить
Как участвовать в видео-конференции или интервью по Skype и не чувствовать себя при этом нелепо
Как интроверты могут преуспеть в поиске работы
4 хитрости сотрудников, которые любят свою работу
Какое письмо нужно отправить клиенту/начальнику, если Вы не укладываетесь в сроки
Один из шести работников берет отпуск, чтобы ухаживать за пожилыми родственниками
4 иллюзии, которые питают кандидаты, отчаявшиеся найти работу

Почему технологии не смогли кардинально изменить обучение. Истории провалов попыток заменить преподавателя

27.07.2017

Как технологии уже почти 100 лет пытаются изменить образование, почему не получилось и почему получится сейчас

Дистанционная онлайн-платформа для обучения англискому ACCENT LC Online работает с 2001 года. Наша основная задача – улучшать качество услуги преподавания корпоративного английского, немецкого и других языков через онлайн-технологии. Мы работаем, чтобы дать преподавателям больше инструментов для управления и контроля учебным процессом. У нас есть как успешные, так и не очень попытки интеграции онлайн-платформы в учебный процесс. Одним из факторов неудачи внедрения мы определили сопротивление и консерватизм студентов, когда онлайн-платформа была отдана студентам на самостоятельное пользование без активного вовлечения преподавателей в этот процесс. В этой статье мы решили посмотреть на исторический опыт попыток внедрить технологии в процесс обучения, которые провалились – чтобы разобрать и понять причины.

Традиционная «школьная» модель обучения

Традиционная в нынешнем понимании модель обучения в школах появилась в Пруссии в 18 веке. Это была первая массовая и эффективная система обучения. Разбивка на классы, учебные комнаты, иерархия по возрастным группам и учебным годам, стандартизированная программа обучения и жесткое расписание – до сих пор являются неотъемлемыми элементами обучения в 21 веке.  

Технологии как волшебная пилюля

Технологии все время  пытались заменить преподавателя, предлагая альтернативные способы обучения – и все они провалились. Только спустя почти 100 лет проб и ошибок пришло понимание, что роль учителя – ключевая, и правильно придумывать способ, как лучше учить, а не самому учиться.

Автоматический Учитель, 1926 год

Концепция «Ученики смогут учиться в своем темпе» появилась в 1920х годах и называлась «программированное обучение». В 1926 году психолог Сидни Пресси (Sidney Pressey) собрал из старой печатной машинки устройство, которое назвал Автоматический Учитель. Девайс предлагал студенту по одному набор вопросов со множественным выбором, упорядоченные от простых к сложным. Если студент отвечал правильно на один вопрос, он мог переходить к другому. Для машины даже было предусмотрено «игровое» дополнение, когда за серию правильных ответов машина выдавала студенту конфету – своеобразная геймификация учебного процесса. Разработчик заявлял, что цель изобретения была освободить преподавателей от рутинной работы проверять и оценивать тесты студентов, чтобы они могли сосредоточиться на других аспектах преподавания. К 1929 году Пресси подписал контракт с производителем научного оборудования, чтобы выпускать и продавать устройство в школах. Но производственные затраты превысили бюджет, спрос на устройства оказался не высоким из-за того, что учителя боялись потерять работу (времена Великой Депрессии), и Пресси обанкротился через год.

Обучающая Машина, 1953 год

Наработки по его устройству не пропали, а частично были использованы в 1950х годах психологом Берресом Фредериком Скиннером, который изобрел Обучающую Машину в 1953 году. Скиннер разделил сложные уроки на сеты коротких вопросов, для каждого из которых нужен был ответ студента, и каждый основывался на предыдущем правильном ответе. Студентам с помощью машины Скиннера нужно было изучить одно понятие перед тем, как переходить к следующей теме. Это был прототип адаптивного обучения. Обучающие машины получили распостранение в 1960х годах, но массовыми так и не стали из-за высокой стоимости, скептического отношения преподавателей и администраций школ, а также структурным ограничениям такого метода обучения. Обучение в индивидуальном  темпе не вписывалось в традиционную схему образования, когда ученики переходили из класса в класс одновременно. Во многом это не изменилось и до сих пор.

Наши дни, осознание проблемы
Сегодня технологии значительно удешевили процесс обучения, они стали более гибкими и доступными на различных устройствах. Но это не приводит к качественному прорыву в обучении. В Австралии в школах больше компьютеров, чем учеников, но многие не могут научиться нормально читать или считать для своего возраста. Значит, проблема не в количестве компьютеров или установленных на них программах. Основным препятствием для внедрения технологий в процесс обучения остаются преподаватели, вернее их консерватизм.

Нужно понять, что образовательные технологии и программы не должны заменять преподавателя, а наоборот делать его роль еще более важной и заметной. Успех внедрения технологий в образовательный процесс той же языковой школы зависит от того, насколько ее принимают преподаватели, от уровня их поддержки и вовлеченности. Все системы обучения и сервисы должны доказать свою эффективность для преподавателей, тогда они станут полезными и для студентов.

В 1984 году сопротивление внедрению технологий в учебный процесс Скиннер охарактеризовал как «позор» образования. С учетом наработок сегодняшнего дня и возможностей онлайн-решений, закрытости и зашоренности нет места в современном образовании.

 
Алексей Соловой
Вернуться к списку статей